
Перед обязательным этапом всегда проходит добровольный и бесплатный эксперимент. Он позволяет протестировать технологические решения, задать вопросы и при необходимости получить комплексную поддержку специалистов ЦРПТ, включая выезды на заводы. В цементной отрасли пилот начался 15 марта 2024 года и по просьбе бизнеса дважды продлевался — сначала до 28 февраля 2025 года, затем до 31 августа 2025 года.
В экспериментах, признанных успешными, приняли участие крупнейшие игроки рынка, включая «Лаб Индастриз», «Седрус», Vetonit, «Качественные смеси» и другие. Более того, именно бизнес-сообщество ранее обращалось в Минпромторг России с предложением закрепить дату запуска обязательной маркировки и не переносить её.
В «Лаб Индастриз» рассказывают, что в процессе эксперимента компания протестировала несколько вариантов нанесения кода на разные типы упаковки.
«Мы работаем на рынке свыше 35 лет, и как одна из ведущих компаний на рынке из самых известных производственных предприятий в своей нише — полностью поддерживаем распространение маркировки на строительные материалы. В эксперименте наша команда протестировала несколько вариантов нанесения маркировки на разные типы упаковки: мешки для сухих строительных смесей, прямое нанесение кода на фольгированные мешки, нанесение стикера на пластиковые картриджи для герметиков. Мы убедились в том, что процессы можно выстроить эффективно, без перебоев и замедления работы производственных линий. Призываем коллег по отрасли воспринимать маркировку как возможность, а не как барьер и готовиться к вводу обязательных требований. Это шанс сделать рынок прозрачнее, повысить доверие потребителей и защитить их от подделок», — отмечают в компании.
Опыт интеграторов подтверждает: бизнес не останется без поддержки. В цементной отрасли интеграторы помогают компаниям технически и организационно подключиться к «Честному знаку», выстроить работу по новым требованиям. Так, «Первый Бит» вместе с партнёрами и при поддержке ЦРПТ успешно провел эксперименты на площадках «Цементум Центр» и «Горнозаводскцемент» (концерн Akkermann) и др. В обоих случаях была выстроена полная цепочка — от заказа кодов и интеграции с 1С до печати, валидации, агрегации и ввода продукции в оборот. Маркировка шла на высоких скоростях с нулевым уровнем брака, а линии работали без перебоев.
«При грамотной подготовке и технической поддержке внедрение маркировки возможно без снижения темпов производства, а компании получают готовые решения, отработанные на реальных предприятиях», — отмечают в «Первом бите».
В компании «Седрус» называют маркировку инструментом, подтверждающим качество продукции, и отмечают, что участие в пилоте позволило не только подготовиться технически, но и оценить преимущества прослеживаемости в товаропроводящей сети. По их словам, это помогает расширить географию продаж, улучшить контроль за логистикой и остатками на складах дистрибьюторов.
В Vetonit подчёркивают, что, выпуская сотни тонн продукции по всей стране, важно заранее адаптировать процессы, чтобы обеспечить стабильность поставок и прозрачность для потребителей.
А в «Качественных смесях» добавляют, что строительный рынок столкнулся с проблемой фальсификата и недобросовестных игроков, а маркировка поможет навести порядок и гарантировать качество и легальность товаров.
«Строительный рынок, к сожалению, столкнулся с проблемой фальсификата и недобросовестных игроков. Маркировка поможет навести порядок: станет понятно, где и кем произведена продукция, а потребители и партнеры смогут быть уверены в ее качестве и легальности», — комментируют там.